ГБДОУ детский сад №46, группа "Звездная радуга"
"Грамотей" - курс обучения детей чтению.Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Развитие речи детей – одна из ведущих задач дошкольного периода. Обучение грамоте детей дошкольного возраста является элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи. Данная программа направлена на обучение грамоте детей 4 – 7 лет. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребёнка является периодом наиболее высокой «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Именно поэтому целенаправленную работу необходимо начинать с 4х-5 летним ребёнком. Основной целью программы по обучению грамоте дошкольников является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Основные задачи программы: 1. Формирование направленности на звуковую сторону речи: развитие умения вслушиваться в слово; выделять звуки; различать звуки, близкие по звучанию. 2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове; 3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка. 4. Совершенствование чувственного опыта в области родного языка развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, формирование слогового чтения и навыков письма. Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребёнком языковой действительностью, т.е. будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе. Все занятия по данной программе идут с помощью рассказываемой сказки. Малыш сопереживает героям сказки, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Так ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами, что является отличительной особенностью данной программы от уже существующих. Подготовка детей поданной программе – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребёнка. В каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики с целью подготовки руки ребёнка к письму. Программа направлена и на развитие памяти ребенка. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания. Эффективным средством при обучении грамоте дошкольников служат приемы мнемотехники, карточки - схемы в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование карточек-схем на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Использование приёмов мнемотехники не только позволяет эффективно решать задачи по умению ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, но и способствует развитию разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также мышления, внимания, воображения. Все занятия построены по тематическому принципу: задания одного занятия начинают, продолжают и заканчивают одну тему. Структура программы: Первый этап программы рассчитан на обучение детей 4-5 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Длительность этапа - 1 год (1 занятие в неделю, 35 занятий в год, продолжительность каждого занятия 25 минут). Форма занятий подгрупповая, по 6-8 человек. Планируемые результаты 1 этапа: - ребенок правильно произносит свистящие, шипящие, сонорные звуки родного языка; - находит слова, похожие по звучанию (шишка – мишка); - различает на слух твёрдые и мягкие согласные; - знает гласные звуки; - умеет делить слова на слоги; - умеет называть слова с заданным звуком; - умеет пересказывать отрывки знакомой сказки, пользуясь мнемотаблицей. Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 5-6 лет (1 занятие в неделю, по 6-8 человек в группе, продолжительностью 30 минут, 35 занятий в год). В старшей группе вводится моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания программы, но и подготавливает ребёнка к определению звукового строения слова на этапе обучения звуко-буквенному анализу. Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений. Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые представлены в программе. Планируемые результаты 2 этапа: - ребенок знает и умеет писать печатные буквы русского алфавита; - ребенок определяет количество слогов в словах; - определяет место заданного звука в слове; - анализирует звуковой состав слова; - понимает значение слов «звук, слог, слово, предложение» - различает гласные и согласные звуки и буквы; - различает твердые и мягкие согласные; - определяет ударные слоги; - умеет составлять предложение по картинке из 2 – 4 слов, определять количество слов в предложении. Третий этап обучения – умение читать слова, предложения, небольшие тексты, понимать прочитанное; записывать слова и предложения печатными буквами, ориентироваться в тетради в линейку, разгадывать ребусы и кроссворды. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет (1 занятие в неделю, по 6-8 человек в группе, продолжительностью 30 минут, 35 занятий в год) Планируемые результаты 3 этапа: - ребенок должен уметь читать небольшие тексты и передавать их содержание; - уметь дописывать недостающее слово в предложении печатными буквами; - составлять самостоятельно схему предложения; - составлять схему слова, определяя гласные, твердые и мягкие согласные звуки; - определять ударный слог и звук в слове; - определять количество слогов в словах и проверять, пользуясь правилом русского языка: «сколько в слове гласных, столько и слогов». - ориентироваться в тетради в линейку. Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе. 22 января 2017 в 18:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.